От фантастических грузовиков до паровоза для БАМа: как Луиджи Колани творил на грани безумия и гениальности — BMW X5 — www.5avto.ru

От фантастических грузовиков до паровоза для БАМа: как Луиджи Колани творил на грани безумия и гениальности

Про автомобили БМВ

BMW X3 x3f.ru БМВ в России

Миллионы людей знали этого человека как знаменитого художника, талантливого скульптора, способного архитектора, отличного инженера по аэродинамике. А запомнился он как незаурядный специалист и основоположник промышленного биодизайна. Музей его имени был открыт еще при его жизни! В то же время, специалисты считают его одним из самых недооцененных дизайнеров XX и XXI веков.

От фантастических грузовиков до паровоза для БАМа: как Луиджи Колани творил на грани безумия и гениальности

АМБИЦИИ БЕРЛИНЦА

При появлении на свет 2 августа 1928 года в Берлине материально обеспеченные родители дали ему имя Лутц. Мать, домохозяйка, была родом из Польши. Отец, художник в сфере кинематографии и его предки – из Италии и Швейцарии. Вообще-то имя Лутц является еще и фамилией, распространенной в Германии, Швейцарии и США. Она происходит от имен, первоначально означавших «сильный, храбрый» и «любящий труд».

Звучным имя оказалось и на других языках: Льюис (английский), Луис (испанский), Луи (французский), Луиджи (итальянский). Уже в зрелом возрасте, в 29 лет он сменил его на более звучное Луиджи – с намеком на итальянские корни. По мнению гения биодизайна, это должно было способствовать лучшему запоминанию и как следствие – мировой известности.

От фантастических грузовиков до паровоза для БАМа: как Луиджи Колани творил на грани безумия и гениальности
Интерьер «яйцеголового» грузовика в дизайне Колани.

Уже в три года Луиджи не мог отвести глаз от спортивного Mercedes-Benz их соседа. Нравились ему и скоростные поезда. Один из таких, в желто-малиновой окраске обтекаемого корпуса, ходил из Берлина в Дрезден и обратно. Ж.д. пути проходили примерно в 180 м от дома! Недалеко был и аэродром, с которого взлетали и на который садились экспериментальные самолеты. Порой они выполняли фигуры высшего пилотажа и над самим аэродромом. Все это восхищало.

Расположение дома на окраине Берлина позволило уцелеть во время бомбежек в годы Второй мировой войны. Большое влияние на Луиджи оказал отец. В 1946 году, когда будущему гению дизайна исполнилось 18 лет, глава семьи окончил Берлинскую академию художеств по классу скульптуры и живописи. В следующем году Луиджи начал изучать аэродинамику в Университете Сорбонны (Париж). Так стартовала карьера талантливого берлинца.

От фантастических грузовиков до паровоза для БАМа: как Луиджи Колани творил на грани безумия и гениальности
Масштабная модель-копия в коллекционном исполнении.

ТРЕХМЕРНЫЙ ФИЛОСОФ

В 50-е годы ХХ века гений форм начал сотрудничество с итальянскими автомобильными компаниями Alfa Romeo, Fiat, Lancia. Партнерские отношения сложились и с немецкими концернами BMW, Porsche, Volkswagen. На Женевском автосалоне 1954 года дизайн кузова Fiat 1100 от Луиджи Колани был отмечен призом «Золотая роза». В конце 50-х он купил подержанный VW Beetle и превратил его в открытый двухместный автомобиль. Опыт оказался удачным: машину построили в Германии и продали около 2000 экз.

В 1960-м неугомонный Луиджи создал первый в мире серийный комплектный автомобиль Colani GT класса Grand Tourismo, тираж которого в 1700 экз. был распродан рекламной кампании! В 1963-м громкий успех имел первый в мире модный спорткар с монококом из пластика на базе BMW 700. Примерно в это же время из двух аварийных купе Abarth 1000 GT в эксклюзивном дизайне был построен двухдверный Abarth Alfa Romeo. А в 1966-м на автосалоне IAA во Франкфурте-на-Майне он представил спорткупе в эксклюзивном дизайне Colani.

Впрочем, одними легковушками дело не ограничилось. В 60-е точками приложения его творческих сил стали мебель и предметы быта, на которые его коллеги внимания не обращали. В 1963-м Dresdner Bank заказал дизайнеру огромную копилку. Луиджи выполнил ее в виде слона. Работа получила название Drumbo Elephant money box и стала символом финансового учреждения. Изображение слона-копилки разошлось миллионными тиражами в виде открыток, значков, магнитиков, брелоков и другой сувенирной продукции.

Смотреть:  Wildberries & Russ начала выпускать прицепы для грузовиков: зачем это маркетплейсу?

Мировое признание в 1965 г. пришло и к новаторскому дизайну мебели для компаний Asko, Fritz-Hansen, Cor & Kusch. Одни стулья Körperform чего стоили! В 1971-м появился знаменитый каплевидный чайник Drop, созданный для компании Rosenthal GmbH, мирового лидера в производстве фарфора. Кто еще мог придать заварному чайнику форму дождевой капли в свободном падении?! Вещь оказалась настолько привлекательной, что ее купили для показа в Музее Купера-Хьюитта в Нью-Йорке.

От фантастических грузовиков до паровоза для БАМа: как Луиджи Колани творил на грани безумия и гениальности

В 1968-м у всех на слуху стал набор необычных пластмассовых столовых приборов из двух частей для авиакомпании Thai Airlines. Он оказался настолько необычен, что Музей дизайна Цюриха (Швейцария) включил его в постоянную экспозицию. Многим ли коллегами Колани улыбнулось такое счастье?! Самую громкую славу изобретателю принес построенный по оригинальным чертежам Oko-Truck. Поразили аэродинамические формы тягача и трехосный полуприцеп с модульными обтекателями колес.

ШЕДЕВР… НА СВАЛКЕ!

Пройдет несколько лет, и в сферу интересов Луиджи Колани попадут седельные тягачи, магистральные грузовики, прицепной состав. Их стиль будут классифицировать не иначе, как промышленный биодизайн. А отправной точкой послужит глобальный нефтяной кризис 70-х.

В ответ на вызов времени Колани сконструировал опытный образец «стрекозоголового» грузовика. Коэффициент его аэродинамического сопротивления был снижен до 0.40, а расход топлива оказался на 25% ниже, чем у серийного. Максимальная скорость достигла 120 км/ч. На аэротраке второго поколения показатели были более впечатляющими: Сх = 0.38, 26,7 л/100 км и 150 км/ч. Третий вариант порадовал коэффициентом аэродинамического сопротивления 0.32. Шестой концепт имел уже Сх = 0.30 и расход ДТ в объеме 20,91 л/100 км.

От фантастических грузовиков до паровоза для БАМа: как Луиджи Колани творил на грани безумия и гениальности

Старания Луиджи многие не оценили. Просьбу дизайнера показать эко-трак на выставке во Франкфурте-на-Одере отклонили. Отказ поступил в грубой форме: мол, можете экспонировать свой технический шедевр… на городской свалке! Дизайнер так и поступил: пригнал грузовик по указанному адресу. И что тут началось! Общественность оценила неординарный ход, и раскрутила обороты скандала. В немецкой прессе заработал безостановочный конвейер статей, комментариев, заметок. Одна из публикаций была озаглавлена так: «Сенсация находится на свалке!». Лучшей рекламной раскрутки придумать невозможно! Газетно-журнальная шумиха прокатилась волной по Европе и достигла боссов автобизнеса. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло!

От фантастических грузовиков до паровоза для БАМа: как Луиджи Колани творил на грани безумия и гениальности
Футуристичный паровоз «СССР» для БАМа.

Вскоре Луиджи Колани пригласили на закрытые переговоры с представителями Berliet, Renault Trucks, Mercedes-Benz. Правда, диалоги ничем не увенчались: сытые промышленники не рискнули вкладываться в сомнительный (с их точки зрения) проект. Раздосадованный Луиджи в одном из интервью назвал Европу спящим царством и заявил, что расшевелит его… с помощью Америки!

Сказано – сделано! К середине 1989 года Колани организовал шоу Automorrow’89. В нем 12 автомобилей в «дизайне будущего» на двух автопоездах проехали в США от побережья до побережья. Прошел даже тест-драйв в Художественном центре дизайна в Пасадене и на солончаках Бонневиля.

«ЯЙЦЕГОЛОВАЯ «ЕВРОПА»

Любимыми материалами в творчестве гения стали литьевой пластик, полистирол, смола, композиты и сходные с ними по свойствам составы. С их помощью можно было «осовременивать» не только бытовую технику, но также легковые автомобили и грузовики. А брался Луиджи за все, от шариковых ручек до космических кораблей. Даже на внутреннем пространстве он не давал покоя производителям, конвертируя серийные образцы в видение будущего. В сферу изменения дизайна попали пластиковые Trabant из ГДР, Porsche и Mercedes-Benz из ФРГ.

Смотреть:  Автомобили Changan становятся «Волгой» в России — Китай помогает возродить российский бренд
От фантастических грузовиков до паровоза для БАМа: как Луиджи Колани творил на грани безумия и гениальности
Colani Truck 2001 Hamburger Spedition образца 1978 года.

В 1982 году дизайнер-бунтарь переехал жить и работать в Японию. Вообще-то ехать он не хотел, и на предложение японцев «работать за любые деньги» зарядил астрономическую сумму – чтоб только отстали. На удивление, инициаторы согласились! Через год Луиджи стал профессором Токийского университета (в 1988-м – профессором Бременского университета искусств). В 1984-м Луиджи признан промышленным дизайнером №1 в Японии, а в 1986-м стал обладателем премии «Золотая камера» за дизайн Canоn T90. В том же году в Швейцарии он основал центр дизайна Colani Design Bern, а вскоре – и Colani Trading AG в Цюрихе. Все это не помешало экспериментировать с магистральным транспортом.

Луиджи Колани никогда никому не подражал, кроме… природы! Он быстро оседлал сферу бионики, воплотив в детали созданных им неодушевленных предметов. В длинном списке его работ особое место заняли «грузовики будущего». Получившие кабину в виде головы стрекозы или клюва хищной птицы, они запоминались с первого взгляда. Тягачи базировались на серийных шасси, но определить их марку после «тюнинга» мастера было непросто.

Тема проектирования аэрогрузовиков захватила Луиджи Колани в 70-е годы. К тому времени за плечами был солидный опыт, и грех было им не воспользоваться. Премьера первого «грузовика будущего» Colani Track 2001 состоялась в 1978 году в рамках грузовой экспозиции выставки IAA во Франкфурте-на-Майне. В 1980-м было представлено второе поколение: Colani Bardusch Truck. И только в 1995-м соятоялась презентация Colani Vision 2005. Большой разрыв между вторым и третьим поколениями концепт-траков вызван тем, что в 1982 году Колани на несколько лет уехал работать в Японию.

От фантастических грузовиков до паровоза для БАМа: как Луиджи Колани творил на грани безумия и гениальности
Эксклюзивный проект 1989 г.: Colani EuroTruck 1 «DEKRA» на шасси Mercedes-Benz AMG.

Вернувшись в Европу, Луиджи взялся за проектирование «яйцеголовых» грузовиков с удвоенной энергией. Основными местами показа Colani Truck стали выставки коммерческого транспорта в Германии. Со временем их не разрезали на металлолом, а сохранили в качестве шоу-траков. Например, в фирменной окраске существует грузовой состав компании TNT Express.

АЭРОТРАК: ЗА И ПРОТИВ

Впервые с одной из концепций Луиджи Колани мне посчастливилось ознакомиться в 1996 году. Дело было в Ганновере, на 56-йвыставке IAA Nutzfahrzeuge. Там экспонировался третий по счету Colani Truck. «Яйцеголовый» магистральный тягач был построен на шасси Mercedes-Benz SK1838 LS (4×2). Вид тягача был сногсшибательный, но у него нашлись противники. Скептики утверждали: мол, что это за конструкция «без окон, без дверей», где кондиционер?! Водитель сидит как в аквариуме на всеобщем обозрении, и что с ним будет при опрокидывании? А как передать полицейскому документы, не выходя на улицу? Выдержит ли цельноклееный монокок «стрекозиной головы» столкновение с другим большегрузом? И подобных вопросов накопилось немало.

В сентябре 2002-го на 59-й выставке IAA Nutzfahrzeuge к 50-летию компании Spitzer Silo Луиджи Колани лично презентовал автопоезд. Вместе с футуристичным тягачом дизайнер тюнинговал и специальный полуприцеп. Новинка экспонировалась в отдельном павильоне, построенном к выставке Expo 2000. Тогда удалось не просто увидеться с маэстро биодизайна, но и взять интервью! На память об этом осталась дизайнерская шариковая ручка, брелок Colani и блокнот с автографом гениального Луиджи!

От фантастических грузовиков до паровоза для БАМа: как Луиджи Колани творил на грани безумия и гениальности

В ноябре 2011-го в российской столице в рамках московской недели дизайна прошла выставка работ Луиджи Колани. Местом проведения стал Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева. Собрание работ называлось «Кодекс биодизайна». Очень точное определение, если не сказать больше!

Смотреть:  Российский производитель автобусов остался без коробок передач: спасает только Китай

НАСЛЕДИЕ

Каждый год Луиджи Колани насыщал событиями. По-хорошему, его творчеству можно посвятить двух-трехтомную энциклопедию – так много всего создано! И даже если все затрамбовать в один том, увлекательное будет чтиво с богатой фотогалереей!

Всю жизнь Луиджи ходил в белых одеждах: его стилем стали брюки и свитер под горло. Отвечая на вопрос о таком выборе, он отшучивался. Мол, каждый день работаю с материалами белого цвета – гипсом, пенопластом, полистиролом. После работы отряхнул грудь и ноги – и ты снова чистый!

На стыке 80-х и 90-х в мастерской Colani в Берне (Швейцария) практику прошли русские дизайнеры Владимир Пирожков и Сергей Стрельцов. Особое почитание у маэстро биодизайна культивировалось в Японии. Да что говорить: его почитали по всему миру! По оценкам Луиджи Колани за 10 лет до смерти он оценил наработанный актив в 4000-5000 дизайнерских вещей. Он был главным дизайнером Canon и значимым специалистом даже без громких официальных титулов. Признанием творений Колани можно считать то, что его идеи копировали Nikon, Sony, Yashica и другие. Немецкая компания Zeiss доверила ему создание «камеры будущего» – по сути, только объектива с рукоятью.

От фантастических грузовиков до паровоза для БАМа: как Луиджи Колани творил на грани безумия и гениальности
В биодизайне Луиджи Колани создавал и полуприцепы. На фото – Spitzer Silo.

Колани был большим жизнелюбом и даже миротворцем в глобальном смысле слова. В 80-е он был главным конструктором фирмы Thyssen. Но как только руководство попросило его проектировать бронетехнику, танки и подводные лодки, Колани в одночасье уволился в никуда. Это Поступок с большой буквы!

Своими поклонниками Луиджи называл двух промышленных дизайнеров – Карима Рашида (1960 г.р.) из Канады и Росса Лавгроува (1958 г.р.) из Уэльса. Первый запустил в производство около 2500 видов предметов мебели, посуды, аксессуаров и т.п. Второй также известен необычными дизайнерскими работами. Понятно, что почитателей таланта Луиджи Колани в профессиональном сообществе в сотни раз больше.

От фантастических грузовиков до паровоза для БАМа: как Луиджи Колани творил на грани безумия и гениальности
Marchi Mobile Colani 2011 г.в.: седельный тягач на базе DAF XF105 SSC с полуприцепом-трансформером.

У Луиджи Колани два сына. Старший, Бернард (1956 г.р.) работает аналитиком фондового рынка и проживает в Париже. Младший сын Солон (1982 г.р.) живет и работает в Берлине дизайнером и постановщиком спецэффектов в киноиндустрии. Официально Луиджи был женат в конце 70-х на Сабине Фадиа-Колани. В 90-е годы проживал в китайском Шанхае вместе с Я Чжэнь Чжао и немецком Карлсруэ. К слову, его брат Виктор Колани (1933 г.р.) получил образование дизайнера, но славы своего ближайшего родственника не достиг.

От фантастических грузовиков до паровоза для БАМа: как Луиджи Колани творил на грани безумия и гениальности
Шестое поколение Colani Super Truck презентовали в 2006-м.

Невероятное трудолюбие, безграничное воображение, талант убеждения и прочие положительные качества принесли свои плоды. В мире существует Colani Museum, компания Colani Trading AG, студия дизайна Colani Design Germany GmbH, кузовное ателье Colani Design, фан-студия в Японии и там же – Colani Design Center Japan. В конце 2002 года усилиями Луиджи Колани в Карлсруе был открыт современный Исследовательский центр дизайна. Австрийская компания Marchi Mobile изготовила модель грузовика eleMMent Visione, копирующего стайлинг Oto-Truck, только на шасси двухосного магистрального тянача DAF 105XF. Таких достижений хватило бы не на одну, а на несколько жизней!

…Судьба отвела ему полный 91 год жизни. Пять лет его нет с нами, но идеи гениального дизайнера продолжают давать ростки. Луиджи вписал свое имя в историю и сделал этот мир чуточку лучше.

Теплые Чехлы для аккумуляторов авто ОПТОМ — обращайтесь: https://автолюбитель.рус

Про автомобили(первоисточник информации): От фантастических грузовиков до паровоза для БАМа: как Луиджи Колани творил на грани безумия и гениальности — BMW X5

Tags:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемь + 8 =