IAA Transportation 2024: что показали на автомобильной выставке в Ганновере — BMW X5 — www.5avto.ru
Купить ТермоКейс для АКБ
На крупнейшей выставке коммерческого транспорта IAA Transportation 2024, проходящей в эти дни в Ганновере, Германия, большинство производителей легких коммерческих автомобилей и грузовой техники сделали упор на своих электрифицированных моделях и показали новейшую технику на электротяге. И не только технику…
Курс на декарбонизацию
В центре внимания выставки в Германии в этом году оказались и тракторы с батареями огромной ёмкости, или же с силовыми установками на топливных элементах. Однако всё же электрификации грузовых автопарков многим кажется недостаточно для достижения целей экологической повестки, которая по-прежнему, несмотря на заметное падение спроса на электромобили, «муссируется» различными ведомствами и организациями европейских стран.
Прямо сейчас на крупнейшей выставке, которая в настоящее время более чётко, чем когда-либо прежде, фокусируется на «декарбонизации», на стендах компаний сектора поставщиков автокомпонентов и услуг можно увидеть множество примеров того, как производители стремятся повысить эффективность работы автотранспорта, сократить потребление топлива и даже полностью избежать выбросов [в первую очередь CO2].
Шины тоже должны быть «экологичными»
Отзывы экспертов шинной отрасли о посещении выставочных стендов в Ганновере в первую очередь показывают, что такие гиганты-производители автомобильных шин, как Michelin, также сейчас всерьёз оперируют в рамках вездесущей концепции «устойчивого развития». Взять хотя бы известную французскую компания Michelin.
Конечно, «Мишлен» в частности и шинная промышленность в целом заинтересованы в создании более экологичных шин. Но основное внимание всё-таки, если изучить этот вопрос внимательнее и воочию увидеть стенд компании на выставке IAA 2024, уделяется и другим продуктам, которые могут помочь сократить выбросы в атмосферу. Например, системы управления автопарком — в понимании многих такие системы считаются очень важным способом повышения эффективности и в первую очередь предназначены для оптимизации административной работы менеджеров автопарка, куда их потенциально внедрят.
Однако, если опять вернуться к Michelin, то в рамках своего нового предложения «Подключённый парк» (один из примеров системы управления автопарком) Michelin также обещает дать такие эффекты устойчивого развития, как снижение износа и увеличение срока службы шин, а также экономию топлива до 4%.
Между прочим, прямо сейчас, по подсчётам Michelin, для оператора автопарка с 200 грузовиками и прицепами подобное программное обеспечение помогает сократить выбросы до 2500 тонн CO2, что эквивалентно примерно 100 000 деревьев.
Заметим, что благодаря многосторонней стратегии такого типа французский Michelin уже сегодня не является каким-то отдельным случаем, компанией, работающей в одиночку в этом направлении. Bridgestone и Goodyear также во всю презентуют свои более экологичные грузовые шины и в то же время активно продвигают предложения по управлению автопарком, такие как Webfleet или FleetHub, которые также обещают сокращение выбросов CO2 в однозначном процентном диапазоне.
Работают программисты
А теперь к тем технологиям, к которым нас приучают всё больше. Сети и программное обеспечение уже давно рассматриваются в отрасли, по крайней мере, если речь идёт о коммерческих перевозках, как главный ключ к созданию транспортных средств, пригодных для [более благоприятного для климата] будущего.
ПО, очевидно, будет находиться в центре внимания производителей при разработке будущих полностью электрических грузовиков. Рассмотрим примеры. Будучи важным партнёром OEM-производителей по развитию, немецкий Bosch поднял в этом году на IAA в Ганновере настоящую «шумиху». Вопрос: в связи с чем?
Оказывается, по поводу своего большого портфеля предложений для будущего программного обеспечения для транспортных средств (SDV), которое также позволит производителям грузовиков быстрее перейти, например, на аккумуляторно-электрические модели (BEV), пригодные для использования в перевозках, и, что важно, без обширного опыта разработок в этой сфере!
Если чуть углубиться в техническую часть вопроса, то суть состоит в следующем: за основу, «базу», Bosch берёт модульные программные компоненты. На основе этих «стеков» клиенты компании уже могут разрабатывать свои собственные коды, которые будут отличать их автомобили от моделей конкурентов — особенностями работы электроники, спецификой алгоритмов и проч.
Есть ещё такая технология, как ETAS AI Vehicle Application Generator, или «Генератор приложений для транспортных средств», который потенциально должен позволить OEM-производителям и даже обычным пользователям автотехники создавать новые и хорошо защищённые функции транспортных средств, используя естественный язык без какого-либо предварительного знания, вводной информации.
«E-axles» в тренде: что это, и зачем это нужно?
Кроме того, Bosch также предлагает такое оборудование, как электронные оси, или e-axles (представляет собой, если говорить «по-умному», cистему осевого электрического привода, которая объединяет силовую электронику, электродвигатель и трансмиссию в одно устройство), «стандартную» силовую электронику, технологию топливных элементов и многое другое, с помощью чего в дальнейшем OEM-производители смогут разрабатывать свой собственный «программно-определяемый» электрический грузовик с точки зрения технологии самого привода, трансмиссии.
Вдобавок, поставщик Schaeffler также представляет свои электронные оси (e-axles), топливные элементы, силовую электронику на 800 В и компоненты шасси, подходящие для этих целей. Но, несмотря на электрическую эйфорию, эта компания из Бюля в Бадене, Германия, всё-таки считает, что до конца использования двигателей внутреннего сгорания в индустрии коммерческих автомобилей ещё очень и очень далеко.
Другие инновации
Специалисты Schaeffler придерживаются сейчас такой точки зрения: чтобы двигатели внутреннего сгорания (ДВС) в будущем выделяли меньше CO2 и могли работать более эффективно, экономично, можно использовать систему регулируемого клапанного механизма iFlexAir, которую можно использовать в двигателях внутреннего сгорания на дизельном топливе, природном газе и водороде. Разработка — немецкой компании.
В Schaeffler говорят, что благодаря этой технологии среднестатистический дизельный мотор нового грузовика выбрасывает на 5% меньше CO2, а установка на водороде повышает способна повысить его эффективность на 6%.
Ещё одна компания-разработчик автокомпонентов, партнёр группы, Vitesco, презентовала свой новый датчик для определения содержания оксидов азота (химическая формула NOx): это устройство также предназначено для обеспечения надёжного контроля выбросов оксидов азота в составе выхлопных газов, и, следовательно, для обеспечения соответствия будущим стандартам выбросов, таким как Евро 7, который всё пытаются «продвинуть» на уровне законодателей.
Технологии «микробов»
Как и Bosch и Schaeffler, конкурент Valeo имеет в своём портфеле аппаратные компоненты, а также опыт в области разработки ПО специально для электромобилей, в которых всё больше внимания уделяется как раз электронной «начинке» и алгоритмам. И французы также показали на IAA Transportation 2024 экологичные виды «микромобильных транспортных средств» (не путать с новым понятием «микромобильности», которое намерены ввести в России), которые были раскручены несколько лет назад и на время были подзабыты.
Vuf
Так, сюда входит трёхколесный грузовой электрический велосипед от Vuf, в котором используется новая трансмиссия от электрической модели Cyclee от Valeo. Напрашивается вопрос: неужели такие «продукты» оказываются востребованными на рынке?
Как объясняет Бенджамин Морлиер, руководитель онлайн-платформы по продаже электровелосипедов Valeo, кол-во электрических грузовых «великов» в настоящее время «быстро растет». И добавляет, что с новой системой привода Cyclee компания Valeo разработала, пожалуй, «лучшее предложение в категории трансмиссий специально для этого типа транспортных средств».
Как устроена система? «Средний» мотор, в корпус которого встроена семиступенчатая «автоматическая» коробка передач, обеспечивает крутящий момент в максимальные 130 Ньютон-метров и, таким образом, облегчает водителям физическую работу при крутых подъёмах даже с тяжёлой нагрузкой «на борту». Благодаря ременной передаче система остаётся чистой (в буквальном смысле) и не требует особого обслуживания.
Среди других особенностей — аккумулятор мощностью 1,2 кВт и уникальная в отрасли электровелосипедов передача заднего хода. Кроме того, система трансмиссии предлагает функцию «телефон как ключ», которая автоматически блокирует установку, как только пользователь отходит более чем на 2 метра от этого электрического велосипеда.
Трёхколесный велосипед Vuf, который сегодня и показывают на выставке, способен перевозить до 150 килограммов багажа в грузовом отсеке объёмом 1500 литров и перевозить его на расстояние до 80 километров вообще без выбросов.
eAccess: обойдёмся без (-e)ксцессов!
То же самое относится и к 48-вольтовой технологии, которую компания Valeo представила на другом стенде IAA 2024. Здесь электропривод под названием eAccess установлен на трёхколесном грузовом электровелосипеде Evig от шведского производителя Clean Motion — этаком «фургончике» для доставщиков «последней мили».
Такой велосипед может перевозить до 2500 литров и 350 килограммов груза на расстояние до 200 километров с одной зарядкой. А благодаря «солнечной» крыше, т. е. крыше, в которую встроены солнечные панели, Evig даже дополнительно снабжается электричеством (!)
Система привода eAccess, объединяющая двигатель, БУ, инвертор и редуктор в одном блоке, весит всего 22 килограмма и поэтому обеспечивает очень даже хорошее соотношение мощности к весу. Сама «силовая установка» мощностью 13,5 кВт/18 л. с. даёт возможность трёхколесному грузовому велосипеду Evig стоимостью около 16 000 евро развивать максимальную скорость до уверенных 60 км/ч.
Микромобильность, о которой мы вместе с экспертами отрасли говорим, наверняка сможет дать, в будущем, конечно, большие возможности для полноценной «перестройки», перепроектирования логистической отрасли, чтобы, тоже в будущем, она стала более экологически безопасной. Естественно, это касается и аэродинамики, которая, похоже, тоже играет в IAA довольно значительную роль.
Про улучшение аэродинамики грузового транспорта и как это может помочь отрасли
В конце концов, не зря, наверное, ещё одна немецкая фирма Forvia Hella демонстрирует на выставке свою новую «аэродинамическую» фару и инновационную концепцию световых указателей на крыше, которые позволяют производителям коммерческого транспорта создавать новый, более аэродинамический и, следовательно, топливосберегающий дизайн кабины.
Конечно, не новость, что значительная экономия топлива в транспортной отрасли может достигаться за счёт оптимизации аэродинамической составляющей автомобилей, но потенциал работы в этой сфере и вправду по-прежнему впечатляет. Это показало, например, посещение стенда компании Kuda Aero Spoiler (очень интересное название у этой компании, надо заметить!).
Компания из Нижней Саксонии предложила «узреть» заинтересованной публике полноценные аэродинамические «пакеты» для многих классов фургонов и грузовиков. Особенно они актуальны для машин наподобие «мерседесовских» Sprinter с кузовом-фургоном, где новый спойлер от компании Kuda значительно сглаживает переход между кабиной водителя и грузовым отсеком и снижает возникающую там турбулентность.
По словам представителей компании-разработчика, такой спойлер доступен сейчас по цене от 750 евро (Чуть более 77 000 рублей по курсу на 20.09.2024) и в идеальных условиях снижает расход топлива, внимание, до 20 процентов (!)
Всё рассчитано — и много интересного!
К вопросу экономики: если оптимизированный таким образом фургон (опять же, для простоты возьмём бестселлер Mercedes-Benz Sprinter) проезжает 100 000 километров в год, то вложения в один спойлер, который показали на выставке IAA 2024, могут окупиться всего через полгода — ведь за это время, если данные компании не врут, можно сэкономить несколько тысяч литров дизеля!
Вообще, на выставке в Ганновере прямо сейчас очень много интересного, особенно для тех, кто глубоко погружён в отрасль коммерческого транспорта. Ведь, так или иначе, а инвестиции в более благоприятные для климата решения могут оказаться целесообразными уже сейчас — в краткосрочной перспективе. А экономически это как нельзя лучше могут почувствовать как раз коммерческие перевозчики.
Ждём ещё новостей с IAA.
Если, Вам нужно провести ГНБ — готовы выполнить, в т.ч. с отсрочкой платежа
Про автомобили(первоисточник информации): IAA Transportation 2024: что показали на автомобильной выставке в Ганновере — BMW X5