Марчелло Гандини: скромный бунтарь — Термокейс для подогрева аккумулятора

Марчелло Гандини: скромный бунтарь

Рейтинг продавцов автошин — Марчелло Гандини: скромный бунтарь

Рейтинг автоломбардов Челябинска — Марчелло Гандини: скромный бунтарь

13 марта в пригороде Турина в возрасте 85 лет ушёл из жизни Марчелло Гандини — один из самых известных и влиятельных автодизайнеров XX века. Чрезвычайно одарённый самоучка, он чуть ли не в первые месяцы профессиональной карьеры создал внешность первого суперкара марки Lamborghini — среднемоторного купе Miura. А всего несколько лет спустя совершил переворот в автомобильной моде, на добрых два десятилетия утвердив угловатые клиновидные формы — таков был эффект от его концепт-кара Alfa Romeo Scarabo. Активная карьера Гандини длилась свыше тридцати лет — и хотя в его наследии преобладают спорткары, он оставил заметный след и среди обычных легковушек, и даже грузовиков!

Гандини игнорировал автосалоны и не особенно любил говорить c журналистами о себе — больше об автомобилях, об идеях. Впрочем, история сохранила несколько подробных интервью, а ещё замечательный двухтомник Гаутама Сена, который автор готовил в плотном контакте с дизайнером. Благодаря ним мы можем не только перечислить главные вехи в его творчестве, но и понять, как складывалась его карьера, что за человеком он был.

Марчелло Гандини родился 28 августа 1938 года в Турине в необычной семье: его отец Марко писал музыку и служил дирижёром в театре Реджо, одном из лучших оперных домов Италии (до 1936 года, когда здание театра было полностью уничтожено пожаром), а мать Санта занималась воспитанием детей. Дома всегда была музыка, всех пятерых детей обучали игре на инструментах: Марчелло, второй ребёнок, с четырёх лет играл на фортепиано.

Марчелло Гандини: скромный бунтарь
Молодой Марчелло Гандини и Нуччио Бертоне с чертежами
Archivio Stile Bertone

Вся большая семья жила на улице Корсо Квинтино Селла в живописном районе Борго По, недалеко от дворца герцога Савойского «Вилла делла Реджина». Марчелло Гандини вспоминал, что после закрытия театра отцу пришлось переквалифицироваться в фармацефты, чтобы содержать семью. Во время войны они переехали подальше от города, в Виу — ведь Турин был крупным промышленным центром, и с 1940 года его бомбили сначала англичане, а потом и американцы.

Отец был человеком старых понятий: надеялся, что после школы дети поступят в университет и получат классическое гуманитарное образование, а Марчелло продолжит занятия музыкой — для сына он мечтал о карьере пианиста. Но юный Гандини бредил техникой — на фортепиано играл из-под палки, зато обожал собирать разные механизмы из конструктора фирмы Meccano.

Получая в минувшем феврале звание почётного доктора Туринского политеха, дизайнер рассказал о забавном эпизоде: уже обучаясь в престижном классическом лицее имени Витторио Альфьери в Турине, он потратил деньги, предназначенные на учебник латыни, чтобы… приобрести книгу Данте Джакозы «Motori endotermici» («Двигатели внутреннего сгорания»). В общем, всячески бунтовал.

Марчелло Гандини: скромный бунтарь
1975 или 1976 год: Гандини и Бертоне с рисунками концепт-кара Ferrari Rainbow
Archivio Stile Bertone

А ещё юноша обнаружил в себе страсть к рисованию — и после лицея отдал этому занятию всего себя. Зарабатывал разной технической работой, запирался в квартирке на Корсо Бельджио, и рисовал. Правда, доходов едва хватало на жизнь, и вскоре он стал подрабатывать в разных кузовных ателье — например, Viotti или Corgiola. Не гнушался и оформлением вывесок для магазинов. К тем опытам он относился снисходительно. «Тогда я был ещё очень далёк от понятия о стиле. В основном это были лишь небольшие доработки — кастомизации, интерпретации» — говорил он в одном из интервью. Параллельно он изучал всё, что только возможно, про автомобили и их устройство.

Первым автомобилем, дизайн которого Гандини выполнил от начала до конца, он сам называл спортивную «баркетту» OSCA 1500, принадлежавшую его состоятельному приятелю. Тот перевернулся на извилистой дороге — а Марчелло сделал проект, по которому известный мастер-кузовщик Джованни Раньеро выстучал из алюминия новые панели.

С этим связан забавный эпизод: чтобы в мастерской изготовили деревянные болваны, Гандини должен был сделать комплект эскизов в масштабе 1:1. И вот, в назначенный день художник развесил на стенах свои чертежи — на что опытнейший Раньеро воскликнул: «да здесь же ничего непонятно!» Оказывается, дизайнер-самоучка просто не знал, что на виде сбоку нос машины традиционно должен смотреть влево — и всё сделал наоборот! К счастью, эскиз был выполнен на полупрозрачной кальке, так что его просто перевернули другой стороной.

Начинающий дизайнер стал регулярно работать фрилансером для небольшого миланского ателье Marazzi, для других фирмочек… И параллельно обзванивать крупные компании в поисках работы.

Смотреть:  Почти как трамвай: попытка пахать глубже при помощи «спарки» из двух тракторов ДТ-175С

В 1962-м случился поворотный момент в его карьере: Гандини удалось встретиться и показать свои рисунки Нуччио Бертоне — главе фирмы Bertone, сыну основателя Джованни Бертоне. Правда, тот предложил ему работу… лишь три года спустя. Главным дизайнером Carrozzeria Bertone в те годы был другой выдающийся итальянец — Джорджетто Джуджаро. Приходилось читать, что это он отказался принимать Гандини на работу. Сам Гандини в интервью описывал это мягче: мол, владелец компании опасался потерять своего главного дизайнера, поэтому не форсировал события.

Первый проект Гандини в Bertone: родстер на базе Porsche 911 для Джона фон Нойманна
Mathieu Heurtault / Gooding & Company
Марчелло Гандини: скромный бунтарь
Mathieu Heurtault / Gooding & Company
Марчелло Гандини: скромный бунтарь
Люксовое купе Jaguar FT 420 на Женевском автосалоне 1966 года
Archivio Stile Bertone
Марчелло Гандини: скромный бунтарь
Одно из двух купе в наши дни
Bonhams
Марчелло Гандини: скромный бунтарь

Как бы то ни было, Джуджаро всё равно покинул компанию в 1964-м, перейдя в Ghia — и так для Гандини открылся путь к карьере профессионального автодизайнера. Официально его взяли в штат 1 ноября 1965 года, но неформально он начал работать на пару месяцев раньше.

Буквально за полгода работы на Bertone он успел с нуля подготовить аж три проекта! Самый первый — это родстер на шасси Porsche 911, созданный по заказу американского импортёра марки Джона фон Нойманна (он так и остался штучным шоу-каром), плюс люксовое купе Jaguar FT 420 на шасси седана S-Type (его изготовили в двух экземплярах).

Трое создателей Lamborghini Miura вместе: дизайнер Марчелло Гандини (в центре) с инженерами Паоло Стандзани (слева) и Джампаоло Даллара (справа)
Lamborghini
Марчелло Гандини: скромный бунтарь
Мировая премьера Lamborghini Miura на Женевском автосалоне 1966 года. Рядом с машиной — Ферручио Ламборгини с Нуччио Бертоне
Geneva International Motor Show
Марчелло Гандини: скромный бунтарь

А третий — самый важный — это Lamborghini Miura. Сейчас такое просто невозможно себе представить, но тогда начинающему стилисту почти сразу же поручили работу над важным заказом! Представленный на Женевском автосалоне 1966 года, среднемоторный суперкар с женственно-плавными линиями произвёл фурор, и до сих пор считается одним из красивейших автомобилей той эпохи. Гандини-отец стал всерьёз воспринимать занятие сына только после этого… А вот сам Марчелло поначалу не был ни удовлетворён этой своей работой, ни особенно убеждён в её удачности.

Рисунки Lamborghini Miura, выполненные рукой Марчелло Гандини в конце 1965 года: цветные и чёрно-белые
Archivio Stile Bertone
Марчелло Гандини: скромный бунтарь
Рисунки Lamborghini Miura, выполненные рукой Марчелло Гандини в конце 1965 года: цветные и чёрно-белые
Archivio Stile Bertone
Марчелло Гандини: скромный бунтарь
Рисунки Lamborghini Miura, выполненные рукой Марчелло Гандини в конце 1965 года: цветные и чёрно-белые
Archivio Stile Bertone
Марчелло Гандини: скромный бунтарь
Рисунки Lamborghini Miura, выполненные рукой Марчелло Гандини в конце 1965 года: цветные и чёрно-белые
Archivio Stile Bertone
Марчелло Гандини: скромный бунтарь

Его ассистент Пьеро Строппа так описывал метод работы. Ему поручили подготовить эскиз шасси в боковой проекции на основе полученных с Lamborghini чертежей. А Гандини для ускорения стал набрасывать профиль машины прямо поверх его эскиза. 20 декабря 1965 года Строппа закончил свою часть работы — а уже к рождеству были готовы эскизы кузова в четырёх проекциях и масштабная модель. Кстати, за это время Гандини успел подготовить и альтернативный вариант дизайна, но этот чертёж так и остался в архивах Carrozzeria Bertone.

Марчелло Гандини: скромный бунтарь
Эскиз кузова Miura в трёх проекциях из архива Lamborghini
Lamborghini Archive

Даже на ранних эскизах Miura выглядит работой большого мастера. И, что поразительно — создана абсолютным самоучкой! «Конечно, я кое-чему научился за время работы в Bertone. Но в первую очередь, это результат постоянной работы над собой. Старшего наставника, учителя у меня не было — ведь Бертоне был в первую очередь промышленником, а не художником. В те времена не было бесчисленных дизайнерских школ, которые существуют сейчас. На мой вкус, теперь их развелось даже слишком много, и на самом деле от них не так уж много толка. А тогда даже журналов не хватало, по которым можно было бы учиться, или что-то копировать» — рассказывал Гандини в одном из интервью.

Lamborghini Miura, 1966 год. Зная творческую траекторию Марчелло Гандини, нам в 2024-м году сложно представить, что эти чувственные линии — его работа. Ведь прославился итальянец в первую очередь угловатыми клиновидными формами.
Lamborghini
Марчелло Гандини: скромный бунтарь
Сам Гандини говорил, что красота Миуры — в слиянии противоположностей: «Это мускулистое тело, но это мускулы красивой женщины, а не тяжелоатлета. Она злобная, но с нежными чертами. У неё много граней, но есть все изгибы в нужных местах. Вид агрессивный, но соблазнительный»
Lamborghini
Марчелло Гандини: скромный бунтарь
Сам Гандини говорил, что красота Миуры — в слиянии противоположностей: «Это мускулистое тело, но это мускулы красивой женщины, а не тяжелоатлета. Она злобная, но с нежными чертами. У неё много граней, но есть все изгибы в нужных местах. Вид агрессивный, но соблазнительный»
Lamborghini
Марчелло Гандини: скромный бунтарь

В общем, вторая половина 60-х была для Гандини крайне продуктивной: он довёл до серии начатый Джуджаро проект Fiat Dino Coupe, подготовил штучный «гран-туризмо» Bertone Pirana на шасси Jaguar, спроектировал концепт-кар Alfa Romeo Montreal на шасси седана Alfetta (позже его запустят в серию), простенький микро-хэтчбек Autobianchi A112 для фиатовского дочернего предприятия и роскошный «гран-туризмо» Iso Lele.

Но главный итог — он совершил настоящую революцию: концепт-кар Alfa Romeo Carabo открыл новую эпоху в автодизайне. Ходовой макет на основе гоночного среднемоторника Alfa Romeo 33 представили на Парижском автосалоне в октябре 1968 года. Он не был похож ни на что: совершенно новый дизайнерский язык, на фоне которого одним днём устарело всё созданное раньше. Сложно поверить, что угловатый Carabo и округлая Alfa Romeo 33 Stradale работы Франко Скальоне — это автомобили одной эпохи с практически одинаковой «начинкой»!

Alfa Romeo Carabo, 1968 год
Alfa Romeo Archive
Марчелло Гандини: скромный бунтарь
Alfa Romeo Carabo, 1968 год
Alfa Romeo Archive
Марчелло Гандини: скромный бунтарь
Alfa Romeo Carabo, 1968 год
Alfa Romeo Archive
Марчелло Гандини: скромный бунтарь
Alfa Romeo 33 Stradale: одна из 12 машин, построенных с 1967 по 1969 год. Словно другая эпоха…
Alfa Romeo Automobiles S.p.A.
Марчелло Гандини: скромный бунтарь

Простой клиновидный силуэт — с капотом, почти без перелома перетекающим в лобовое стекло, обилие плоских поверхностей, удивительные подъёмные двери гильотинного типа, скрытые за подъёмными крышками фары, большие вклеенные окна с небольшими опускными форточками, «жалюзи» на крышке мотоотсека…

Смотреть:  На продажу выставили Mercedes-Benz ML на гусеницах и с муляжами пулемётов

Всё это, вместе или по отдельности, вскоре появилось на суперкарах разных марок. А сам подход к формообразованию остаётся востребованным даже сейчас!

Гандини развил эти идеи в концепт-каре Lancia Stratos Zero 1970 года. Тогда итальянские кузовщики обязательно участвовали в Туринском автосалоне: хорошим тоном — а скорее, средством бизнеса — считалось каждый год выставлять нечто, что заставит говорить о вашей компании, привлекая потенциальных клиентов из числа «генералов» от автопрома.

Ателье Bertone с концепт-каром Lancia Stratos Zero «украло шоу» на Туринском автосалоне 1970 года
Stile Bertone
Марчелло Гандини: скромный бунтарь
Lancia Stratos Zero: идея клиновидного автомобиля, доведённая до предела
Tom Wood / RM Auctions
Марчелло Гандини: скромный бунтарь
Lancia Stratos Zero: идея клиновидного автомобиля, доведённая до предела
Tom Wood / RM Auctions
Марчелло Гандини: скромный бунтарь
Передняя оптика уместилась маленькой полоской на кончике носа
Tom Wood / RM Auctions
Марчелло Гандини: скромный бунтарь
Придуманные Гандини «жалюзи» на крышке моторного отсека тоже выполнили в форме клина
Tom Wood / RM Auctions
Марчелло Гандини: скромный бунтарь
Придуманные Гандини «жалюзи» на крышке моторного отсека тоже выполнили в форме клина
Tom Wood / RM Auctions
Марчелло Гандини: скромный бунтарь
Придуманные Гандини «жалюзи» на крышке моторного отсека тоже выполнили в форме клина
Tom Wood / RM Auctions
Марчелло Гандини: скромный бунтарь
Чтобы попасть за руль, нужно поднять лобовое стекло и откинуть рулевую колонку
Tom Wood / RM Auctions
Марчелло Гандини: скромный бунтарь

И о «Стратосе» действительно заговорили все: в Турине выставили идеально клиновидный автомобиль высотой всего 84 сантиметра, садиться в который полагалось через откидное лобовое стекло. И хотя это было чистой воды стилистическое упражнение, машину снабдили настоящим функциональным шасси и двигателем V4 1.6 от подержанной Lancia Fulvia. Даже циркулирует байка про то, как однажды Нуччио Бертоне, прибывший на переговоры за рулём «Стратоса», проехал под шлагбаумом завода Lancia.

Марчелло Гандини: скромный бунтарь
Макет раллийного Стратоса (пока ещё без двигателя), подготовленный к Туринскому салону 1971 года
Stile Bertone

Вычурный концепт-кар сработал: в один прекрасный день к Гандини обратился руководитель спортивных программ Lancia Чезаре Фьорио, попросивший… превратить концепт-кар в раллийный автомобиль! Для этого Фьорио удалось заручиться поддержкой генерального директора Пьеруджо Гоббато. Разумеется, о копировании и речи быть не могло: раллийная машина должна быть гораздо выше, с нормальными открывающимися дверями и приличной обзорностью.

Раллийный Stratos заводской команды Lancia
Stellantis
Марчелло Гандини: скромный бунтарь
Дорожная Lancia Stratos HF — один из 492 экземпляров, изготовленных для омологации раллийной версии
Neil Fraser / RM Sotheby’s
Марчелло Гандини: скромный бунтарь
Дорожная Lancia Stratos HF — один из 492 экземпляров, изготовленных для омологации раллийной версии
Neil Fraser / RM Sotheby’s
Марчелло Гандини: скромный бунтарь

Уже к Туринскому автосалону в ноябре 1971 года был готов макет — правда, неходовой: тогда ещё не было ясности с выбором двигателя. Но именно этот образец с минимальными изменениями превратился в раллийную Лянчу Stratos HF — клиновидное среднемоторное купе c двигателем Ferarri Dino V6 2.4, на котором было одержано 18 побед на этапах Чемпионата мира.

Можно ещё долго перечислять экзотические спорткары, над которыми работал Гандини — ведь на его счету свыше пятидесяти автомобилей. Мы этого делать не будем — всё-таки «Мотор» не энциклопедия, но выделим ещё несколько важных проектов.

Суперкар Lamborghini Countach в своём исходном варианте «LP500»
Stile Bertone
Марчелло Гандини: скромный бунтарь
Суперкар Lamborghini Countach в своём исходном варианте «LP500»
Stile Bertone
Марчелло Гандини: скромный бунтарь
Туринский автосалон 1971 года, мировая премьера Lamborghini Countach LP500
Stile Bertone
Марчелло Гандини: скромный бунтарь
На этих скетчах особенно хорошо видна основная идея дизайнера
Stile Bertone
Марчелло Гандини: скромный бунтарь
На этих скетчах особенно хорошо видна основная идея дизайнера
Stile Bertone
Марчелло Гандини: скромный бунтарь
Stile Bertone
Марчелло Гандини: скромный бунтарь
Stile Bertone
Марчелло Гандини: скромный бунтарь

В первую очередь, это Lamborghini Countach. Конечно, Гандини нарисовал для этой марки в общей сложности десять спорткаров — но именно её мы считаем наиболее важной. Наследник Миуры стал самым ярким и последовательным воплощением дизайнерского языка, открытого им на рубеже шестидесятых и семидесятых в концептах Carabo и Stratos Zero.

Lamborghini Countach LP400 — самый ранний из серийных вариантов модели, так называемый «Periscopio». В последующих модификациях задумку Гандини исказили накладками, расширителями, антикрыльями
Lamborghini
Марчелло Гандини: скромный бунтарь
Lamborghini Countach LP400 — самый ранний из серийных вариантов модели, так называемый «Periscopio». В последующих модификациях задумку Гандини исказили накладками, расширителями, антикрыльями
Lamborghini
Марчелло Гандини: скромный бунтарь
Lamborghini Countach LP400 — самый ранний из серийных вариантов модели, так называемый «Periscopio». В последующих модификациях задумку Гандини исказили накладками, расширителями, антикрыльями
Lamborghini
Марчелло Гандини: скромный бунтарь
На этой паре эскизов хорошо видно особенности компоновки «longitudinale posteriore», позволяющей получить очень короткий задний свес
Stile Bertone
Марчелло Гандини: скромный бунтарь
На этой паре эскизов хорошо видно особенности компоновки «longitudinale posteriore», позволяющей получить очень короткий задний свес
Stile Bertone
Марчелло Гандини: скромный бунтарь

Чтобы оценить все достоинства Countach, взгляните на машины самого раннего образца — прототип Countach LP500, показанный в Женеве-1971, или серийный Countach LP400 (в том виде, в котором машина пошла в серию в 1974-м). Сколь скупыми, минималистичными средствами задана внешность! Идеи Марчелло Гандини настолько вросли в саму суть марки, что дизайнеры Lamborghini полвека спустя продолжают их эксплуатировать…

Сам Гандини любил подчёркивать глубокую связь дизайна и технического устройства: «Miura выглядела так в силу своей компоновки. С Countach всё наоборот: она устроена именно таким образом из-за внешности» (здесь имеется в виду экзотическая компоновка с двигателем перед задней осью, развёрнутым коробкой передач вперёд, позволившая добиться очень короткого заднего свеса — прим. автора). Кстати, такая конструкция под названием «longitudinale posteriore» использовалась вплоть до модели Aventador, которую сняли с производства в 2022 году!

Ferrari 308 GT4 (1973 г.)
Ferrari
Марчелло Гандини: скромный бунтарь
Lamborghini Urraco P250 (1972 г.)
Lamborghini
Марчелло Гандини: скромный бунтарь

Хотя имя Марчелло Гандини ассоциируется в первую очередь с маркой Lamborghini, в его портфолио всё-таки есть один Ferrari. Это купе 308 GT4 из линейки Dino: редкий пример среднемоторного спорткара с четырёхместным салоном — точнее, с посадочной формулой 2+2. По всей видимости, модель создавалась в качестве конкурента для Lamborghini Urraco с аналогичной компоновкой салона… который тоже был работой Гандини. Причём, судя по архивным фотографиям, за основу для Ferrari дизайнер принял собственный отклонённый проект для Lamborghini!

Реплика концепт-кара [BMW 2002ti Garmisch](https://motor.ru/news/garmisch-27-05-2019.htm), изготовленная в 2019 году
BMW Group
Марчелло Гандини: скромный бунтарь
Реплика концепт-кара [BMW 2002ti Garmisch](https://motor.ru/news/garmisch-27-05-2019.htm), изготовленная в 2019 году
BMW Group
Марчелло Гандини: скромный бунтарь
Интерьер концепт-кара BMW 2002ti Garmisch
BMW Group
Марчелло Гандини: скромный бунтарь

Если у вас складывается впечатление, будто Гандини занимался исключительно экзотическими суперкарами, то это вовсе не так. В списке его работ на рубеже шестидесятых и семидесятых — BMW пятой серии в кузове E12 (совместно c шеф-дизайнером марки Полем Браком); концепт-кар BMW 2002ti Garmisch, в котором интересно переосмыслен фирменный стиль марки; доступный среднемоторный спорткар Fiat X1/9 по мотивам его концепт-кара Autobianchi A112 Runabout; среднеразмерный седан Fiat 132; компактный хэтчбек Innocenti Mini (1974 г.).

Audi 50
Audi Archives
Марчелло Гандини: скромный бунтарь
Fiat X1/9 (1972 г.)
Fiat
Марчелло Гандини: скромный бунтарь
Autobianchi A112 Runabout (1969 г.)
Bertone
Марчелло Гандини: скромный бунтарь
Innocenti Mini: ателье Bertone спроектировало новый современный кузов для Austin Mini итальянского производства
Stile Bertone
Марчелло Гандини: скромный бунтарь
BMW пятой серии в кузове E12 — совместная работа с Полем Браком
BMW Group
Марчелло Гандини: скромный бунтарь
Fiat 132
Fiat Deutschland
Марчелло Гандини: скромный бунтарь

Отдельного упоминания достоин Audi 50. Мы совсем не удивлены, если вам оказалась не знакома эта модель: выпущенный в 1974 году маленький хэтчбек вскоре переименовали в Volkswagen Polo — и вместе с Гольфом работы Джорджетто Джуджаро он вытянул немецкую марку из кризиса!

Смотреть:  Электрический кроссовер Porsche Macan EV: до «сотни» за 3,1 секунды

К какому стилю тяготел Гандини в конце 70-х, вы можете судить по нескольким авангардным проектам того периода — это ставший большим рыночным хитом хэтчбек Citroen BX (1982 г.), так и не запущенный в серию Reliant FW11 (1977 г.), концепт-кары Jaguar XJ-S Ascot (1977 г.), Fiat X1/10 (1979 г.) и Volvo Tundra (1979 г.).

Citroën BX 16 TRS
Citroën
Марчелло Гандини: скромный бунтарь
Volvo Tundra
Stile Bertone
Марчелло Гандини: скромный бунтарь
Reliant FW11
Reliant
Марчелло Гандини: скромный бунтарь
Fiat X1/10
Stile Bertone
Марчелло Гандини: скромный бунтарь
Jaguar XJ-S Ascot
Stile Bertone
Марчелло Гандини: скромный бунтарь

В 1979-м, спустя без малого 15 лет работы на Bertone, дизайнер уходит в «свободное плавание». К тому времени он уже признанный мэтр автодизайна — покупает дом XVII века c большим парком в бывшем аббатстве Сант-Антонио ди Ранверсо у подножия горы Музине и перестраивает его по своему вкусу, организуя на первом этаже большую студию. «Здесь очень тихо. И можно работать заполночь. Моменты наибольшего вдохновения приходят ко мне ночью. Так было даже во время работы в Bertone. Например, Lamborghini Miura я создавал длинными бессонными ночами» — пояснял свой выбор художник.

Renault 5 TS (1984 г.)
Renault
Марчелло Гандини: скромный бунтарь
Renault 5 TS (1984 г.)
Renault
Марчелло Гандини: скромный бунтарь
Макет суперкара Cizeta Moroder V16T
Car & Classic
Марчелло Гандини: скромный бунтарь
Макет суперкара Cizeta Moroder V16T
Car & Classic
Марчелло Гандини: скромный бунтарь
Maserati Ghibli Cup (1995 г.)
Maserati UK
Марчелло Гандини: скромный бунтарь
Maserati Quattroporte IV (1994 г.)
Maserati
Марчелло Гандини: скромный бунтарь
Nissan AP-X Concept (1993 г.)
Nissan
Марчелло Гандини: скромный бунтарь

У него множество важных и ресурсных клиентов. Пять лет Гандини работал по заказу Renault — нарисовав хитовый хэтчбек-«пятёрку» второго поколения, автомобиль повышенный проходимости для марки Alpine (который так и не пошёл в серию), выполнив рестайлинг представительской модели 25 и многое другое… Потом — обновляет фирменный стиль для Maserati и делает рестайлинг для De Tomaso Pantera, сотрудничает с Маздой и Ниссаном, создаёт преемника для Lamborghini Countach (этот проект в немного изменённом виде станет моделью Diablo, а исходные наброски превратятся в мелкосерийный суперкар Cizeta Moroder V16T) и даже работает над сверхлёгким одноместным вертолётом Heli-Sport CH-7 Angel.

А, вероятно, самое неожиданное в его биографии — это участие в создании целой серии концептуальных грузовиков Renault V.I.R.A.G.E.S., которое привело к появлению в 1990 году авангардного тягача Renault Magnum.

Экспериментальный тягач Renault VE10…
Renault Véhicules Industriels
Марчелло Гандини: скромный бунтарь
…послужил прообразом серийного Renault Magnum
Renault Véhicules Industriels
Марчелло Гандини: скромный бунтарь

Как и многие дизайнеры и конструкторы — частники, он предпочитал работать на бумаге, с карандашом и кульманом, что не очень укладывалось в тренд на цифровизацию разработки. А уже будучи в преклонном возрасте, забросил стайлинг и принялся исследовать вопрос — как радикально упростить технологию автопроизводства.

Марчелло Гандини: скромный бунтарь
FIVA

Будучи настоящей суперзвездой в мире дизайна, в жизни он был скромным человеком. Вместе с женой Клаудией воспитывал двоих детей — сына Марко и дочь Марцию. Впрочем, был не чужд адреналина: в молодости прыгал с парашютом и летал на дельтаплане. И, будучи автором элитных спорткаров, не переживал по поводу статусного транспорта: передвигался на самых обычных машинах — как своего дизайна (BMW 520, Citroen BX), так и чужого (Audi, Mitsubishi Colt). Бывавшие у него журналисты отмечали, что в доме отсутствовал обязательный предмет дизайнерского тщеславия — «стена славы» с фотографиями премьер и снимками в компании руководителей автокомпаний: вместо этого дом украшали картины, написанные его женой.

VIN

Источник: Марчелло Гандини: скромный бунтарь

BMW — Марчелло Гандини: скромный бунтарь